Блог

Что будет с Парижем после Олимпиады: финансовый успех или провал в бюджете?

Различные города-организаторы потратили деньги на «необходимую» инфраструктуру для Олимпийских игр, что обошлось их странам в миллиарды. Этим летом Париж принимает летние игры в третий раз. Оргкомитет настаивает, что все под контролем — так ли это?

Города-организаторы по всему миру доверяли бюджету, выделенному Международным олимпийским комитетом (МОК) и Оргкомитетом Игр (ОКОИ). Однако многие страны оказались слишком близко к комфорту, чтобы влезть в долги из-за расходов.

Олимпийские бюджеты

В Париже почти весь (96%) бюджет Олимпийских и Паралимпийских игр 2024 года поступает из частного сектора, МОК, компаний-партнеров, билетной кассы игр и лицензирования.

В этом году бюджет Оргкомитета Париж-2024 составил €4,38 млрд, а МОК покрыл дополнительные €400 млн, включая расходы на трансляцию Игр. Это означает, что Парижские игры должны стоить меньше, чем обычно, согласно Олимпийскому сайту.

Бюджет организации Игр, включая организацию соревнований, эксплуатацию объектов, рабочую силу, технологии и транспорт, почти полностью финансируется из частных источников, а также со значительным вкладом МОК.

По данным МОК, бюджет спортивной инфраструктуры финансируется либо из государственных, либо из частных источников, в зависимости от того, что уже существует в городе и чего он хочет достичь после Олимпиады. Некоторые хозяева могут также использовать Игры в качестве катализатора для улучшения инфраструктуры, которая напрямую не влияет на проведение Игр.

Предыдущие хозяева обанкротились

Некоторые принимающие города потратили десятилетия на то, чтобы оправиться от долгов, в то время как другие все еще в процессе, а некоторые вышли из долгов безнаказанными. Другие столкнулись с банкротством после Олимпиады.

Монреаль принимал летние игры в 1976 году, что привело к тому, что он оказался в долгах на миллиарды долларов. Ему потребовалось три десятилетия, чтобы оправиться, и только в 2006 году он снова обрел стабильность.

Там, где начиналась Олимпиада — в Афинах, Греции тоже было нелегко. Греческий долговой кризис случился в 2009 году, и некоторые утверждают, что летние Игры 2004 года подтолкнули страну к банкротству.

«Почти все объекты, построенные для Олимпийских игр 2004 года в Афинах, расходы на которые привели к долговому кризису Греции, сейчас заброшены», — утверждают Джеймс Макбрайд и Мелисса Манно из Совета по международным отношениям (CFR).

Другие настаивают, что это не так. В документе, на который МОК ссылается в Euronews, о повторном анализе, измерении и ошибочном восприятии перерасходов средств на Олимпийских играх, говорится следующее: «Стоимость Олимпийских игр составляет менее 0,28% ВВП; следовательно, очевидно, что Игры не могут вызвать серьезный национальный экономический кризис».

МОК сообщил Euronews: «Улучшения в городском планировании в сочетании с глобальной известностью, которую город получил во время Игр, привели к значительному росту туризма после Игр: в 2003 году в Греции было зарегистрировано 12 миллионов туристических визитов; в 2015 году Банк Греции сообщил о примерно 23,5 миллионах посетителей страны».

Нет никаких убедительных доказательств того, что Олимпиада 2004 года спровоцировала долговой кризис в Греции, однако расходы, понесенные городом и страной, могли не улучшить ее финансовое положение.

Эти Олимпийские игры остаются спорной темой, поскольку МОК продолжает утверждать, что это было позитивным событием для города. Однако вопрос, который следует задать любому городу, принимающему Олимпийские игры, может быть таким: был ли город в хорошем рабочем состоянии до того, как его приняла комиссия?

Одним из крупнейших городов, «заплативших цену», стали зимние игры в Сочи 2014 года. Первоначальный бюджет составлял около €9,5 млрд, окончательная стоимость составила около €47 млрд — самая дорогая Олимпиада в истории.

МОК поясняет, что СМИ раздувают эту цифру, поскольку она включает проекты, которые не были необходимы для Игр. Они были использованы в качестве катализаторов для перепроектирования транспортной системы и городской инфраструктуры в надежде создать круглогодичное курортное направление.

Тем не менее, Россия пообещала оплатить расходы за счет сверхбогатых частных инвесторов, чтобы облегчить бремя государства, однако как только наступила первая годовщина, по крайней мере два олигарха переложили свои растущие активы на государство, заставив российских налогоплательщиков платить по счетам, сообщает AP.

МОК сопоставил эту информацию с отчетом PriceWaterhouseCoopers, подготовленным по его заказу, в котором говорится, что инвестиции в ОКОИ и спортивные объекты составили «всего» около 11,2 млрд евро.

Парижский эффект

В прошлом огромная часть олимпийского бюджета направлялась на строительство необходимой инфраструктуры, такой как Олимпийская деревня, достаточно большие площадки для церемоний открытия и закрытия, спортивные сооружения и жилье.

ОКОИ работал над тем, чтобы сделать Игры этого года дружественными к окружающей среде и экономике. В 2014 году МОК представил ряд реформ для Олимпийской повестки дня 2020 года. Первая рекомендация была следующей: «МОК должен активно содействовать максимальному использованию существующих объектов и использованию временных и разборных объектов. МОК должен разрешить на Олимпийских играх организацию целых видов спорта или дисциплин за пределами города-организатора или, в исключительных случаях, за пределами страны-организатора, в частности, по соображениям географии и устойчивости».

Когда Париж был выбран местом проведения Олимпийских игр 2024 года, это стало «первым проявлением того, как эти рекомендации были полностью выполнены», согласно МОК. Чтобы снизить вероятность возникновения задолженности и соответствовать целям устойчивого развития, 95% объектов являются существующими или временными.

Игра в ожидание

Пока игры не закончатся, будет сложно предсказать финансовый результат Парижа.

Около трех миллиардов человек смотрят Олимпиаду, которая проходит каждые четыре года. Это означает, что есть огромная возможность повлиять на других через создание устойчивой и экономически выгодной Олимпиады. Этого еще предстоит достичь.

В интервью Euronews МОК заявил: «Парижские игры 2024 года, первые Олимпийские игры, запланированные и проведенные в соответствии с Олимпийской программой 2020 года, являются демонстрацией положительного влияния этих амбициозных реформ МОК и способности французских организаторов адаптировать Игры к потребностям их хозяев и к времени, в котором мы живем.

«Несмотря на то, что Оргкомитет столкнулся со сложным мировым контекстом в течение своего семилетнего жизненного цикла, ему удалось сохранить сбалансированный бюджет, при этом почти все расходы покрывались за счет частных доходов, а рост был ниже уровня инфляции за этот период. То же самое можно сказать и о бюджете SOLIDEO на инфраструктурные работы, который на 60% финансируется из частных источников, а все государственные инвестиции обеспечивают долгосрочное наследие для нуждающихся сообществ.

«Добавьте к этому предполагаемый эффект рычага в размере 3 евро экономического воздействия на каждый евро государственных инвестиций, что приведет к чистой экономической выгоде в размере около 9 млрд евро. В свою очередь, это принесет 5,3 млрд евро налоговых поступлений. Это еще одно доказательство того, что Игры могут принести значительную экономическую выгоду своим хозяевам, будучи при этом социально и экологически ответственными».

Президент Олимпиады Тони Эстангет заявил на пресс-конференции за неделю до начала игр, что было потрачено 4,5 миллиарда евро, что на 220 миллионов больше выделенного бюджета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X